Модели самолётов из дерева


Лучшие новости сайта

Модели самолётов из дерева

Модели самолётов из дерева

Модели самолётов из дерева

Модели самолётов из дерева

У этого термина существуют и другие значения, см. .

Колесо гоночного автомобиля

Колесо́ — , круглый (как правило), свободно вращающийся или закреплённый на , позволяющий поставленному на него телу , а не скользить. Широко применяется для грузов, повсеместно используется в различных механизмах и инструментах.

Содержание

Слово «колесо» произошло от kolo ( kolese) и далее восходит к корню kʷel- со значением «вращаться, поворачиваться». От слова «колесо» образовано слово «».

Рисунок на горшке из Броночице Колесо древней повозки

в жудеце в Румынии — её относят к последней четверти V тысячелетия до н. э. На одном из поселений в румынский археолог М. Дину нашёл глиняные модельки колёс от игрушечных повозок. Об этом он сообщил в 1981 году. То есть самое древнее колесо в истории человечества из найденных «появилось» в эпоху неолита на Балканах.

Керамический горшок из польского Броночице со схематическим изображением повозок с запряжёнными в них быками () относится к и датируется возрастом 3635—3370 лет до нашей эры.

Следующие по времени модели колёс были обнаружены археологами в погребениях (Пхагугапе, Пшикуйхабль, Чишхо) на Северном Кавказе и А. В. Кондрашовым в погребении в Краснодарском крае (середина IV тысячелетия до н. э.).

В в Словении нашли сделанное из колесо в диаметром 72 см, возраст которого превышает пять тысяч лет (3350—3100 лет до н. э.). В кургане №6 в Запорожской области (Украина) у входа в погребальную камеру была найдена деревянная повозка с целиком сохранившимся колесом возрастом 5 тысяч лет. с сохранившимся колесом диаметром 0,6 м известна из «Тягунова Могила» (ок. 5 тыс. л. н.) в запорожском селе . Модели четырёхколёсных повозок, сделанные из глины, были найдены в двух погребениях поздней в Будакалаше и Сигетсентмартоне (Восточная Венгрия), которые датируют 3300—3100 годами до н. э. На поселении в Прессехаусе (Швейцария) было найдено колесо с квадратным отверстием для крепления оси, ось вращалась вместе с колёсами. Методом дендрохронологии оно датируется 3200 годом до н. э. В отличие от находок в Швейцарии и Германии, в степном регионе, а также в Нидерландах и Дании отверстия в колёсах были круглыми, ось крепилась к корпусу повозки, а это значит, что различные европейские традиции изготовления повозок возникли ещё до 3200 года до н. э. В степной полосе от реки на западе до верховьев реки на востоке насчитывается примерно 160 погребений с остатками колёсного транспорта (колёс, возов), а также их глиняные модели и остатки рисунков. Древнейшие из находок датируются по калиброванной шкале XXXII веком до н. э.

Следующие упоминания о колесе встречаются в (изображение повозки в Урук-5) в конце IV тысячелетия до н. э.

Таким образом, всё больше материальных доказательств говорят в пользу того, что «самое первое» колесо появилось не на Ближнем Востоке, как было принято считать ранее, а в Европе.

Оба колеса двухколёсной деревянной арбы из Сторожевой могилы ямной культуры под Днепропетровском (III тысячелетие до н. э.) были сделаны из сплошного куска дерева, рассечённого продольно, с круглыми отверстиями для оси и толстыми ступицами.

Предшественником колеса можно считать известный до этого деревянный , который подкладывался под перемещаемый груз. Первоначально колесо представляло собой деревянный диск, насаженный на и зафиксированный . Изображения салазок с колёсиками (3000 г. до н. э.) найдены в в городе . К 2700 году до н. э. там же появляются рисунки . В это же время начинают хоронить своих царей вместе с . Эти погребения найдены в , , в городе .

Четырёхколёсная повозка из погребального комплекса Улан IV западноманычской катакомбной культуры в Ростовской области была изготовлена в XXIII веке до нашей эры. и Виноградов (1995) датировали колесницу классического типа в захоронении в районе () 2026 годом до н. э.

Во , конструкция колеса совершенствуется: на появляется колесо со , в  — со и гнутым . Позднее, в , для увеличения прочности колёс своих стали применять металлический обод, который затем в транспортных машинах был заменен резиновыми для амортизации.

Несмотря на то, что колесо считается неизвестным среди доколумбовой , некоторые народы, например , вплотную приблизились к его открытию. Использование для строительства характерных устройств катка — цилиндрического массивного тела для утрамбовки грунта, говорит об отказе от применения колеса в транспорте, а не об отсутствии открытия принципа колеса. Некоторые культуры (например, ) изготовляли керамические и деревянные фигурки животных на колёсиках — возможно, они выполняли ритуальные функции, а возможно, были просто игрушками. Исходя из этого, можно предположить, что и первое колесо появилось в качестве .

Также до прихода европейцев колеса не знали коренные народы и южной .

Изобретение колеса способствовало развитию . Колесо было применено в , , , . В сооружениях, на фабриках, и т. п. применялись .

Изобретение колеса дало толчок к развитию науки в целом. Так, оно применяется в и других научных инструментах. В механике широко используется .

Важное значение колеса в хозяйственной сфере отразилось в его метафорическом обожествлении в виде «Вечного возвращения», и т. д. В различных культурах колесо является символом движения , в оно символизирует закон и истину, и совершенство , мирные перемены. Крылатое колесо ассоциируется со скоростью, колесо колесницы — с правлением и властью. В и мифологии колесо с шестью спицами — атрибут Зевса (Юпитера) как небесного бога.

Колесо существенно уменьшает затраты энергии на перемещение груза по относительно ровной поверхности. При использовании колеса работа совершается против силы трения качения, которая в искусственных условиях дорог существенно меньше, чем скольжения.

Основные кинематические и динамические отношения между разными частями колеса выводятся из рассмотрения его как , и определяются исходя из геометрических свойств, начальных условий, условий эксплуатации и прочего. Колесо считается , когда оно насажено на зафиксированную или вращающуюся ось, которая проходит через его центр. Часто колесо устанавливается с целью обеспечить перемещение, в этом случае оно является частью транспортного средства, обеспечивая движение с большой эффективностью. Если ось соединена с двумя колёсами, то вращение колёс происходит так, как если бы они были одним телом.

Колёсная ось является одним из шести простейших механизмов. Она позволяет получить ( ), путём увеличения приложенной силы за счёт . Суть в том, что сцепление механизма с землёй происходит только по подошве колёс, они выполняют роль поддерживающей системы для транспортного средства, что уменьшает потери энергии, несмотря на такие недостатки, как эластичность колёс и потери момента в . При использовании колёс для различных транспортных средств также необходимо обеспечивать необходимое сцепление их с землёй, что может быть достигнуто применением рифлёных колёс.

Геометрия колеса[ | ]

Геометрия колеса основана на геометрии . Параметры окружности следующие:

  • . Колёса обычно определяются своим диаметром, так как это определяет их максимальный габарит и, следовательно, является весьма серьёзным ограничивающим фактором в связи с вопросом занимаемого объёма в том или ином механизме.
  • . Это расстояние, которое проходит колесо по плоскости за один оборот. Таким образом, расстояние, пройденное за заданное число оборотов, определяется периметром, который в свою очередь зависит от диаметра согласно следующему выражению:
p = π ⋅ D . {\displaystyle {p}=\pi \cdot {D}.} {\displaystyle {p}=\pi \cdot {D}.}

Более общее выражение:

Δ s = θ ⋅ r , {\displaystyle \Delta s=\theta \cdot r,} {\displaystyle \Delta s=\theta \cdot r,}

где

  • Δ s {\displaystyle \Delta s} \Delta s — пройденное расстояние;
  • θ {\displaystyle \theta } \theta  — угол оборота;
  • r {\displaystyle r} r — радиус колеса ( D = 2 r {\displaystyle D=2r} {\displaystyle D=2r}).

Круговое движение[ | ]

Основная статья:

Взаимосвязи векторов равномерного кругового движения

Задача прямолинейного равномерного движения эквивалентна задаче вращения. Переменные расстояния, скорости и ускорения эквивалентны угловым переменным: углу, угловой скорости и угловому ускорению соответственно. Все три, как видно из предыдущего раздела, связаны линейными зависимостями:

  • Угол поворота: θ = Δ s r {\displaystyle \theta ={\frac {\Delta s}{r}}} \theta ={\frac {\Delta s}{r}}
  • Угловая скорость: ω = v r {\displaystyle \omega ={\frac {v}{r}}} \omega ={\frac {v}{r}}
  • Угловое ускорение: α = a r {\displaystyle \alpha ={\frac {a}{r}}} \alpha ={\frac {a}{r}}

Где, обобщая все три, мы видим:

  • С левой стороны угловые эквиваленты (угол, угловая скорость, угловое ускорение)
  • С правой стороны линейные эквиваленты (расстояние, линейная скорость, линейное ускорение) поделённые на радиус r

Три показанных соотношения выводятся из геометрии колеса, где длина дуги окружности зависит от заданного угла поворота θ {\displaystyle \theta } \theta , выраженного в радианах, умноженного на радиус окружности, при этом при повороте колеса на один оборот оно проходит расстояние равное периметру, что соответствует углу поворота в радианах 2π. Ускорение, вызванное изменением направления скорости, можно найти, если заметить, что скорость совершает полное изменение направления за то же самое время T, за которое объект делает один оборот. Тогда вектор скорости проходит путь длиной 2π v каждые T секунд:

  • a c = 2 π v T = ω 2   r   = ω ⋅ v , {\displaystyle a_{c}\,={\frac {2\pi v}{T}}=\omega ^{2}\ r\ =\omega \cdot v,} a_{c}\,={\frac {2\pi v}{T}}=\omega ^{2}\ r\ =\omega \cdot v,

Где:

  • ac — ускорение (всегда направлено к центру колеса)
  • ω {\displaystyle \omega } \omega  — угловая скорость колеса
  • r — радиус окружности, где располагается рассматриваемая точка.
Графическое изображение скорости в системе осей колеса, включая точку соприкосновения с землёй и центр колеса. Обратите внимание, что скорость равна нулю в точке контакта и возрастает линейно с увеличением радиуса: v = ωxr.

Характеристика колеса зависит от качества его сцепления с поверхностью качения. Любой автомобиль имеет сцепление колёс с дорогой в точке их соприкосновения, так что относительное перемещение колеса в этой точке приблизительно равно нулю. Кинематика колеса может быть пояснена следующим выражением, когда имея дело с задачей , мы можем определить скорость любой точки VP, зная скорость любой другой точки:

V → P = V → O + ω → × r → {\displaystyle {{\vec {V}}_{P}}={{\vec {V}}_{O}}+{\vec {\omega }}\times {\vec {r}}} {{\vec V}_{P}}={{\vec V}_{O}}+{\vec \omega }\times {\vec r}

Где:

  • V → O {\displaystyle {{\vec {V}}_{O}}} {{\vec V}_{O}} — скорость точки, чья скорость известна.
  • ω → {\displaystyle {\vec {\omega }}} {\vec {\omega }} — вектор угловой скорости колеса относительно земли.
  • r → O P {\displaystyle {\vec {r}}_{OP}} {\vec r}_{{OP}} — относительное положение вектора между двумя точками.

Сцепление колеса с поверхностью должно быть эффективным, так как очевидно, что если скорость в точке соприкосновения колеса с землёй будет отлична от нуля, то колесо будет скользить. Из вышеприведенного выражения следует, что существует линейная зависимость между величиной скорости в любой точке на земле и расстоянием между точкой соприкосновения и плоскостью вращения. Благодаря знаниям кинематики движения скорость может быть разложена на две составляющие:

  • Линейная скорость точек на окружности
  • Линейная скорость центра колеса

Это разделяет скорости на два вида: с одной стороны, скорость, которую бы ощутил наблюдатель, если бы он располагался на самом колесе, с другой стороны, скорость, если располагаться внутри движущегося средства. Ясно, что скорость вращения точек, расположенных на концах радиусов, равна линейной скорости. Это может быть интуитивно понятно, так как для того, чтобы совершить полный оборот, колесу надо проехать расстояние, равное длине его окружности.

Колёса бывают сплошные (например, колёсная пара железнодорожного вагона) и состоящие из довольно большого количества деталей, к примеру, в состав автомобильного колеса входит диск, обод, покрышка, иногда камера, болты крепления и тд. Износ покрышек является почти решённой проблемой (при правильно установленных ). Современные покрышки проезжают свыше 100 000 км. Нерешённой проблемой является износ покрышек у колёс самолётов. При соприкосновении неподвижного колеса с бетонным покрытием взлётной полосы на скорости в несколько сотен покрышек огромен.

Основная статья:

AluminumWheel spoke design.jpg Колесо современного автомобиля

В общепринятой в отечественном терминологии, колесом называется только металлическая часть без (см. рис.), — состоящая, в свою очередь, из:

  • , на который сажается шина;
  • ;
  • или спиц, служащих для соединения обода со ступицей.

Несмотря на это, в быту автолюбители очень часто называют колесо в этом значении «колёсным диском» («литые диски», «легкосплавные диски», и так далее).

Колёса первых по сути не отличались от колёс и были сделаны из дерева. Впоследствии появились колёса с металлическим ободом и деревянными спицами, а также с металлическими проволочными спицами, как у мотоциклетных. Шины изначально имели вид сплошных резиновых лент, впоследствии, по мере роста скоростей, их сменили пневматические шины, высота профиля которых вплоть до 1960-х годов постоянно увеличивалась, повышая комфортабельность езды и грузоподъёмность автомобиля. На грузовиках резиновые ленты можно было встретить ещё в 1920-х годах, а на военных автомобилях и сегодня могут применяться сплошные шины — , впервые разработанные для бронеавтомобилей времён Первой мировой войны. Начиная с 1920-х годов спицованные колёса стали постепенно заменять на колёса со штампованными металлическими дисками, более простыми и дешёвыми в производстве. Уже в середине следующего десятилетия они стали стандартом де-факто, но кое-где, например в США, «спицовка» продолжала сохранять определённую популярность у покупателей дорогих автомобилей вплоть до 1950-х — 1960-х годов в качестве дополнительного оборудования или даже заводской опции (в отдельных случаях и в 1980-е — 1990-е, например, заводские спицованные диски предлагались на до 1996 года). Сегодня она ассоциируется в первую очередь с и субкультурой .

В годах появились в качестве спортивной опции колёса, целиком или частично отлитые из лёгкого сплава, или . Сегодня ими снабжается едва ли не большинство автомобилей.

В XXI веке появились безпневматические колёса, в которых вместо надувных шин и спиц используется упругая решётчатая конструкция из деформируемого полимера со сплошной шиной.

Основная статья:

Без шестерёнок (шестерней) невозможна работа многих механизмов. К ним относятся (в том числе наручные, настенные и башенные), , и мельницы, , , и многие другие.

  • Колесо (расположенное под таким углом, что, если смотреть сбоку, выглядит как круг) — позволяет грести в воде.
  • колесо, патент на которое в 1959 году получил американец Альберт Сфредда. Оно легко шло по снегу, песку, грязи, преодолевало ямы. Вопреки опасениям, машина на таких колёсах не «хромала» и развивала скорость до 60 км/ч.
  •  — вариант колёсного движителя, в котором используются - в сочетании с поддерживающими .
  • «» колесо ( директора пражского НИИ техники привода , и пр.).
  • Многокамерное колесо с принципом качения.
  • Колесный движитель американца Р. Берда

Человеческие изобретения часто появляются как имитация природы (например, ранние конструкции самолётов напоминали птиц), но в природе имеется очень мало конструкций, напоминающих колесо. Исследователи связывает это с тем, что:

  • преимущества колеса проявляются только в определённых нечасто встречающихся условиях (для эффективности колеса нужна гладкая твёрдая поверхность);
  • колесо должно свободно вращаться вокруг оси и потому не может быть , которому нужны подвод нервов и питательных веществ.

В качестве возможных аналогов колеса Г. Шольц перечисляет:

Примеров пассивного качения в природе гораздо больше. Шольц указывает, в частности, на:

На микроскопическом уровне у бактерий встречается биохимический механизм осевого вращения (), но бактерии не «катятся» вокруг оси-жгутика в прямом смысле этого глагола, аналогов жгутика в макроскопическом мире нет.

Жук-навозник

Как ближайший пример (и возможный прототип) колеса, Шольц указывает на жука-, который скатывает животных в шарик и затем закатывает его в норку. При этом одна пара задних ног придерживает шарик с двух противоположных сторон, образуя аналог оси.

  • Движущееся колесо является древним символом означающим цикличность и повторяемость. В качестве примера можно привести систему и китайский символ «». Интересно отметить, что колёса были запрещены к применению в повседневной жизни в древнем .
  • Крылатое колесо на является символом прогресса.
  • Колесо служило символом солнца в .
  • В десятая из называется и символизирует изменения.
  • В термин обозначает ежегодную повторяющуюся последовательность сезонных праздников.
  • Колесо является атрибутом , кельтского божества-громовержца.

Колесо является важной фигурой на флаге и эмблеме современной Индии. В этом случае оно символизирует закон (). Колесо помещено на , символизируя кочевую жизнь цыган и их индийские корни. Также оно присутствует на эмблеме , относясь к . На гербе и флаге , гербе , а также эмблемах в 1984—1997 годах и присутствует шестерни или их сегменты.

  • Флаг Анголы

  • Флаг Индии

  • Флаг цыган

  • Герб Анголы

  • Герб Вьетнама

  • Эмблема Буркина-Фасо (1984 — 1997)

  • Эмблема Монголии

  • Эмблема Индии

  • Эмблема Италии

  1. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. — 3-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1999. Т. 1. С. 411.
  2.  //  =  : в 4 т. / авт.-сост.  ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР , под ред. и с предисл. проф. [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : , 1986—1987.
  3. Parpola Asko. The Cultural Counterparts to Proto-European. — New York, London: Routledge, 2005. — P. 121–2. — .
  4. Кондрашов A.B., Резепкин А. Д. Новосвободненское погребение с повозкой // КСИА. 1988. Вып. 193.
  5. // МК, 16.06.2011)
  6. . // koliscar.si. Проверено 25 июля 2013. 6 сентября 2013 года.
  7. Кульбака В., Качур В. Індоєвропейські племена епохи палеометалу. – Маріуполь: Рената, 2000. – 80 с.
  8. Резепкин А. Д. Проблема происхождения колесного транспорта и его появления на Северном Кавказе // Четвёртая Кубанская археологическая конференция. Тезисы и доклады. Краснодар. 2005.
  9. Третьяков Н. Н., Монгайт А. Л. (ред.) Очерки истории СССР — М.: Академия наук СССР, 1956. — 633 c.
  10. ↑  (англ.) (2000). Проверено 8 июля 2009.
  11. , с. 139.
  12. ↑ , с. 142.
  13. , с. 141-142.
  14. , с. 143.
  15. Hall Adelaide S. . — 2005. — P. 56. — .
  16. Моносов Б. М. 10-й аркан. Колесо Фортуны // Фаербол-3: Знакомство с астральным миром. — СПб: Невский проспект, 2003. — С. 91-99. — 128 с. — ..

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BE



Модели самолётов из дерева

Модели самолётов из дерева

Модели самолётов из дерева

Модели самолётов из дерева

Модели самолётов из дерева